«Что нам делать, Иоанн?» или Как жить по-божески

В ночь на 19 января многие окунаются в крещенскую купель, чтобы смыть с себя грехи, хотя эта традиция никакого отношения к церкви и не имеет. Многие из нас производят эти действия, не зная всей сути православного праздника.

А ведь если разобраться в сути евангельских событий, мы получаем мудрые советы, как же достойно прожить свою жизнь. Изучая историю Крещения Господня, понимаешь, что человечество мало изменилось, и это сильно огорчает.

Давайте вспомним, когда Иоанн Предтеча по велению Господа пришёл в долину реки Иордан, чтобы возвестить о скором явлении миру Спасителя, и что к его встрече нужно приготовиться через покаяние и крещение.

Услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому, как нам известно, Иоанна и стали называть Крестителем.

Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведниками и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в Царство Мессии – Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь.

Таким людям Иоанн говорил, чтобы избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни, сотворите же достойные плоды покаяния, то есть покажите добрыми делами раскаяние своё. Ведь, если дерево не приносит плодов, его срубают на дрова, то же будет и с людьми, если они не будут делать добрых дел!

Слушая такие слова, народ спрашивал его: «Что нам делать?» Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же». То есть, прежде всего, нужно быть добрыми.

Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: «Учитель, что нам делать?» Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иоанн говорил им: «Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается».

Спрашивали его и воины: «А нам что делать?» Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Им Иоанн говорил: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».

Нельзя не согласиться, что именно так - делать, поступать по-божески!

А чего достоин поступок Спасителя, когда Он пришёл из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря:«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, не удерживай меня, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду – исполнить всё в Законе Божием и показать пример людям». Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Конечно же, Крещение - это в первую очередь событие Богоявления. Но невозможно не отметить этот момент нравственного примера, когда Иисус Христос, не имеющий нужды в очищении, в омовении, по сути, становится в один ряд с нами, грешниками, принимает крещение от Иоанна, тем самым умаляя себя.

Он показал свою солидарность с нами во всём, кроме греха. Он пришёл в мир, как обычный человек, начиная от зачатия. А в тридцатилетнем возрасте взял на себя ответственность за последствия первородного греха, за Своё творение, то есть человека, которому он даровал свободу, а человек не сумел воспользоваться ею. Поэтому Он снизошёл на землю, чтобы прожить нашу жизнь во всей её полноте, динамике, трагизме.


В. ТИУНОВА

© 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск