По сложному пути

Идя по сложной жизненной дороге, человек может обрести истину, понимание того зачем он живёт на свете. Дано это не каждому. Иной раз, совсем заблудившись на ложном пути, не знаешь, как сойти с него, как найти тот единственный верный выход. Безусловно, без духовного наставничества не обойтись.
О правилах церковной жизни, сути нравственных законов существования и развития личности на основе православия наша беседа и наше первое знакомство с настоятелем Троицкой церкви посёлка Верхошижемье отцом Владимиром.

- Отец Владимир, в Верхошижемье Вы совсем недавно. Ваше первое впечатление о нас?
- До моего назначения настоятелем в Троицкую церковь я в Верхошижемье не бывал. Первый раз приехал в посёлок в Прощёное воскресение с певчими и сразу на службу. После литургии был чин прощения, и мы просили друг у друга прощения, хотя виделись впервые. Вы гостеприимные, отзывчивые. Хорошая черта прихожан – они действуют ободряюще.
Конечно, есть контраст: в Кирове я служил в новом храме «Всех скорбящих радость», а здесь – скромный домовой храм. Кстати, история домовых храмов давняя. При Петре I устройство домовых церквей было полностью запрещено. Затем в 1722 и 1723 годах Святейший Синод по Высочайшему повелению дозволил «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы, с потребным к священнодействию убранством…», а в 1762 году было разрешено иметь домовые церкви.
В Москве перед революцией 1917 года их было не менее двухсот тридцати. В советское время после 1918 года по жёсткой инструкции Наркомпроса закрывались домовые церкви при учебных заведениях. По сути, инструкция применялась ко всем домовым храмам, даже при больницах, приютах и богадельнях для глухонемых и душевнобольных. Кампания по их закрытию длилась до 1923 года. В настоящее время традиция создания домовых церквей при учреждениях возобновлена.

- Новый человек на селе виден сразу и интересен всем. Расскажите немного о себе.
- В сане священнослужителя я с августа 2015 года, до этого в течение трёх лет был дьяконом. Продолжаю учиться в Троице-Сергиевой Лавре на четвёртом курсе Московской духовной семинарии. Учёба необходима в любом деле, тем более для священнослужителя, который несёт ответственность за духовное возрастание прихожан, а также всех, кто приходит решать какие-то жизненные вопросы.

- Путь к вере, обычно, бывает сложным. Как Вы пришли к ней?
- Вера приходит скорбями или из-за желания понять истину. Каждый из нас задаётся вопросом, зачем я живу?
В девяностые годы интенсивные преобразования привели к тому, что люди утратили чувство стыда. Его отсутствие стало нормой. Хотя человек и совершает постыдные поступки, но он должен понимать, что это грех. Когда начала стираться эта грань, я задумался о смысле жизни.
Именно в это время начал ходить в церковь на богослужения. А спустя пятнадцать лет появилось желание служить церкви. Это особый путь. Цель христианина – спасение души. Спасти душу можно только с Богом, обрести нравственную чистоту в большей мере можно только в церкви.
В те трудные перестроечные годы мы сами себя загоняли в угол: ни армии, ни элиты, ни нравственных ценностей. Почему-то, когда мы говорили, что любим свою страну, то это сразу же называли чуть ли не пропагандой. Нас учили не любить себя. Страшное время было! Как и в предреволюционное, когда либеральная пресса 1905 года радовалась поражению своей страны. Всё это привело к событиям семнадцатого года. Тогда грех народа был омыт кровью мучеников, этим было получено прощение.
В девяностые же годы прошлого века случилось то, что случилось: без веры нас взяли голыми руками. Но Господь спас. Сейчас духовность русского народа возрождается, власть вспомнила о церкви. Всегда было так: когда в стране был духовный подъём, она процветала, когда духовность утрачивалась – брат убивал брата, взять то же татаро-монгольское иго. А, ведь, даже Сталин в июле сорок первого, говоря о тяжёлом положении на фронте, обратился к народу: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры!» Тогда пришло осознание и победили в войне. Церковь людей объединяет.

- Какой же самый большой грех, который может совершить человек?
- Грех самоубийства. Грех сам по себе страшен, но страшнее, если мы в нём не раскаиваемся. Человеку в своём грехе надо раскаиваться искренне, чтобы не повторить его. В случае самоубийства такой возможности у него нет. Человек сам подписал себе приговор, а без покаяния нет спасения.
Мы должны соблюдать церковные правила не формально, не по каким-то внешним признакам. Господь будет судить по тому, что есть в нашем сердце. Если же мы верим формально, то таким образом мы проявляем свою неискренность, тем самым обманываемся и вводим себя в заблуждение. А это, как известно, может вылиться в трагедию.
Грехов много, о многих мы не знаем. Господь щадит нас тем, что открывает их нам постепенно, чтобы мы не впали в отчаяние. Если мы совершаем грех, то отдаляемся от веры, от Бога, если раскаиваемся – приближаемся. Путь покаяния за нас никто не пройдёт. Господь создаёт условия, а мы просто выбираем, по какому пути идти: по ложному или к истинной вере.

- Большинство из нас считает себя христианами, так ли это?
- Церковные правила в полной мере соблюсти сложно. Минимальные христианские нормы – носить крестик, ходить на богослужения, исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Если какого-либо звена в этой цепи не хватает, значит, ты не христианин.
К Богу и вере надо идти постепенно, шаг за шагом, укрепляясь на каждом отрезке пути, чтобы не скатиться обратно вниз. Надо понимать, что здание жизни надо строить на фундаменте, а фундамент – это Христос. Христос – основа нашей жизни. Мы должны любить Бога и на основе любви к Богу, любить ближних, любить жизнь, которая тогда приобретает особый смысл, и мы понимаем ради чего и для чего мы живём. Путь с Богом – спасительный путь.

- Возможно, оправдывая себя, иной человек говорит о том, что не созрел для веры в Бога.
- Это убеждение очень опасно. Ждать этого не надо, можно и не дождаться. Вера – дар Божий, надо просить Бога, чтобы Он нам открыл сердце к пониманию веры, и надо много трудиться, чтобы обрести её. Творение добрых дел всегда сопряжено с трудностями, ущемлением самого себя. Зато потом появляется душевное, моральное удовлетворение. Тогда как от греховного вы почувствуете лишь горечь.
Придя в церковь, нужно довериться Богу, доверие укрепляет в вере. Разочаровываться в Боге нельзя. В таком случае вы ставите себя на первое место, это приводит к заблуждению.
Господь за нас отдал свою жизнь, и мы должны жертвовать собой ради Христа, творить добрые дела, а также нести скорби без ропота, без уныния, без отчаяния.

- Нам даются испытания по силам? Иногда кажется, что вынести их невозможно.
- Бог не даст больше того, что мы можем понести. Испытания даются по силам, и надо верить, что Господь поможет нам преодолеть все трудности, скорби и болезни, посещающие нас. Скорбями и болезнями, которые мы переносим без ропота, без уныния, мы очищаем свою душу.

- Отец Владимир, в Верхошижемье восстановление церкви началось давно. Большую роль в финансировании работ играют пожертвования наших предпринимателей, помощь главы района. Как складываются отношения с ними?
- На приёме у Дмитрия Васильевича был несколько раз. У него большое желание помогать в восстановлении церкви. Уже обращался к нему за помощью. С представителями бизнеса познакомился на предпринимательском совете. Они также выражают готовность помогать в этом благом деле.
На сегодняшний день деньги собранные с населения расходуются на штукатурные работы в центральной части храма. На средства, выделенные епархией, заказаны окна для алтаря и центральной части храма, которые будут готовы к концу сентября. Следующим этапом планируется сделать отопление. Нужно установить котёл и смонтировать радиаторы. Большая надежда, что для выполнения этих работ будут пожертвования от предпринимателей.
Многое нужно сделать в западной части храма, где проводятся субботники. Произведена разборка полуразрушенной котельной, пристроенной в советские времена. Убирается грунт, деревья и мусор.

- В оформлении домового храма произошли заметные изменения?
- Да, по благословлению митрополита Марка у нас появились новые иконы для иконостаса, их владыка заказал лично на подмосковном художественно-производственном предприятии «Софрино» Русской Православной церкви. Также нам пожертвованы иконы преподобных Сергия Радонежского и Матфея Яранского. Появилась новая икона святой блаженной Матроны Московской. Для нескольких икон заказаны киоты.
Со временем должен появиться ещё ряд икон. Например, нет в домовом храме иконы святого равноапостольного великого князя Владимира, а ведь ему мы должны быть благодарны за рождение нашей государственности. После крещения Руси, которое совершил князь Владимир, наше государство увеличивалось и укреплялось. И хотя вся наша история сопровождалась войнами, из всех передряг благодаря Христовой вере, наши предки выходили победителями.
Нужна икона преподобного Трифона Вятского, а также ряд других, которых не было в храме. В их приобретении хотелось бы рассчитывать на помощь неравнодушных к вере людей. Если у кого-либо появится желание, обращайтесь в храм.
Часть икон, снятых во время перестановки, переданы в верхолиповскую церковь, где также начинается возрождение храма.

- Как много людей ходит на богослужения?
- В простой день – не много, а в праздничные и воскресные дни значительно больше. Но от общей численности населения, это всего один или два процента. Люди в церковь стали ходить меньше. Раньше и богослужебных дней было меньше, поэтому народ не привык ходить в храм, особенно на вечерние богослужения.

- Что нужно сделать для того, чтобы люди ходили в церковь?
- Молиться надо! Наши предки говорили: «Без Бога - не до порога». Как же мы занимаемся делами, не ходя в церковь и не прося Божьей помощи! Богу приятна Церковная молитва, на неё он откликается быстрее. Сознание людей перестроить сразу невозможно, нужно время, чтобы осознание церковной жизни вошло в сердце. Когда это случается, то человек не может жить без богослужений, без церкви.


Вера ТИУНОВА
Фото автора

© 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск