Эх, дороги!

Могучие берёзы екатерининских времён стояли по обеим сторонам тракта до 70-х годов ХХ века. На первом снимке видно, что они уже отмирают. Это участок  ул. Кирова между администрацией и торговым центром. В посёлке  берёз не было уже в 40-х годах. А тополя у моста, которые в июле прошлого года выворотила буря, посажены в 70-е годы.

В интернете я нашёл информацию:

В «Своде российских узаконений, временныхъ учреждений, суда и расправы», выпущенном в 1793 году в разделе «Дороги», нашёлся «Указъ 1781 г. юлия 26 «об обсаживание их деревьями, о рытии рвовъ и о прочемъ».

В Своде законов Екатерины II за период её царствования записано: «О содержании дорог в исправности». При проезде Государыни по Смоленской губернии увидена «исправность дорог и удостоена была Высочайшей Ея Величества апробации» и замечено «равным образом о берёзках и других деревьях, чтобы обсаживание ими дорог делано было без тягости людей, особливо же в местах, от лесов вовсе удалённых».

Так и пошли вдоль дорог шеренги белоствольных красавиц, символа России.

Предельный  возраст  большинства берёз не превышает 100 - 120 лет, у берёзы жёлтой — 150 лет, возраст отдельных деревьев достигает 300 лет.

Берёзы на нашем тракте были посажены, вероятно,  при Александре I. И отмирание их было для меня наглядно.

Начиная с 1962 года, я часто ездил в Киров на «Москвиче». Некоторые умирающие деревья имели причудливые формы, служили ориентиром. Так за деревней Бонево приблизительно на средине пути между Верхошижемьем и Кировом доживала век согбенная, как старушка с клюкой, посохшая берёза. Всегда хотелось скорее миновать её, чтобы перевалить за половину пути. Впоследствии исчезла и она.

В это время тракт был в отвратительном состоянии. В З0-е годы велось активное дорожное строительство, при котором была использована модель сосновой шашки (торца), предложенная инженером путей сообщений В.П. Гурьевым. Строительство осуществлялось силами колхозников, привлечённых по трудовой повинности. Но покрытие из торцовой шашки, которая делалась из тюлек высотой 18 см и шириной 25,4 см, было недолговечным (каждые семь лет требовался ремонт).

За годы войны дорога «умерла» окончательно, и в послевоенные годы, когда стал увеличиваться поток автотранспорта, она представляла уже кочки различной высоты и плотности из полусгнивших чурок, на которых гробились машины. Ремонтировать дороги было некому. Население в войну резко сократилось, колхозники не успевали с сельхозработами.  Такой же запущенной стала дорога до Мякишей. В селе Верхошижемье торцевой шашкой успели выложить половину западной части ул. Советской – до Дома Советов, да участок до столовой.

А в конце 50-х проводились лесопосадки вдоль тракта с целью снегозадержания от заносов. Сажали сосну, так как сочли, что она лучше берёзы задерживает снег. Так у деревни Кисели на крутом участке «киселевской» горы после отмирания берёз образовалась брешь, в результате чего происходили труднопреодолимые заносы. Техники было мало, чистились дороги плохо. Помню, комсомольская организация, в которой я состоял, брала меня с аккордеоном на воскресники по лесопосадкам, чтобы я развлекал эту компанию при «озеленении» тракта.

На последнем снимке  видно, как укладывают кругляк при строительстве торцовой дороги (1937 год, Сыктывкар - Мураши).

У нас при строительстве такой дороги каждую тюльку отесывали и придавали им шестигранную форму, так что при укладке получались «соты».


Генрих СЕРГЕЕВ

@ 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск