Крестный ход

Памяти вятского крестьянства

Крестный ход совершается в день Великого церковного праздника – Рождества Крестителя и Предтечи Господня Иоанна и проходит по южной части нашего района, по правому берегу реки Ошеть, к ее верховьям. Там, с вершины крутого склона речной долины бьют три ключа, у которых установлены три поклонных креста - во имя Пресвятой Троицы. Подобное истечение родников само по себе весьма удивительно тем, что происходит  в осевой части Кукарского плато – самой высокой из возвышенностей Вятских увалов, являющихся, по сути, самым западным из отрогов Урала. Совсем рядом высшая точка Кировской области - отметка 284,5 метра над уровнем моря. Обычно родники выходят на поверхность внизу из логов или склонов речных долин, а вот с пятидесяти метровой высоты - крайне редко. Раньше считалось, что так ключи начинали бить по молитвам праведников и подвижников… Неслучайно именно здесь крестьянами Малышевыми и Евдокимовыми в начале XVIII века была основана деревня Гладкий Мыс, простоявшая тут почти два столетия. В конце XIX века она была решением жителей перенесена в центр четырехсот гектарного мысовского поля: чтобы всем было одинаково близко добираться до своих земельных наделов. А кругом кипела жизнь! По обоим берегам Ошети стояли деревни: по правому  – Тураши, Горбали, Родинцы, Планиды, Лазари, по левому – Буланы, Харжонки, Елкинцы, Естюнинцы, Ворошиловы, Нестерята, Пуга… И это на каком-то десятке километров! В 30-е годы здесь была самая высокая плотность населения в Кировской области. Сейчас – антропогенная пустыня и «мерзость запустения» - вырубленные леса, заросшие поля.


Деревня моя, деревня, не стало твоих радетелей.
Бабушки, дед, соседи, тетки и свояки -
Опора родной державы, кормильцы и благодетели,
Ушли потихоньку в небо бабы и мужики.


И какие это были труженики! Если бы их чудом перенести в наше время и просто не мешать трудиться, они без всяких программ, инвестиций и техники, своими надежными руками возродили и украсили родную землю, прокормили бы ее и защитили! Мы не имеем права забывать о тех, кто жил здесь до нас, кто отошел в лучший мир, честно выполнив свое назначение на земле. Этим людям пришлось пережить величайшие испытания войнами, разрушением всех устоев, перенести тяжкие страдания, потери и остаться при этом настоящими людьми, показавшими нам пример стойкости, мужества, веры. Почтить светлую память всех вятских крестьян, помолиться за всех «зде живших и труждавшихся, зде и повсюду лежащих православных христианах», за нашу многострадальную землю собирает всех неравнодушных наш Крестный ход.

Нельзя не сказать о тех, кто действительно является живой душой Крестного хода – священнике Стефане (Ижике), матушке Елене, старосте прихода Космодамианско-Вознесенской церкви В. С. Свининых. Отец Стефан и матушка Елена еще очень молоды, они всегда поражают нас своим необыкновенным трудолюбием, способностью везде успевать. А как они поют на богослужении! Даже на самых крутых подъемах Крестного хода, когда не хватает дыхания просто не отставать, чистый и глубокий голос матушки продолжает возносить славу Царице Небесной: «Богородице Дево, радуйся…» и прибавляет каждому сил на продолжение пути.

Крестный ход начинается с Божественной литургии в храме села Зониха, освященном в честь святых целителей, безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Многие крестоходцы исповедуются и причащаются. От храма Крестный ход направляется на место бывшей деревни Ромашненки, где в 30-е годы приняли мученическую кончину невинноубиенные отроки Павел и Владимир, здесь совершается панихида.


Невинноубиенные отроки Павел и Владимир

В 30-е годы мальчики жили со своей овдовевшей матерью в небольшой деревне Ромашненки, что находилась в полутора километрах от села Зониха, и, как все крестьянские дети, помогали ей в домашних трудах, пасли корову-кормилицу, частенько прибегая в ее поисках в соседнюю деревушку Юденки. Горька доля крестьянской семьи, лишившейся хозяина-кормильца. Мать сошлась с хромым  вдовцом-соседом, бывшим значительно старше ее и люто невзлюбившим кротких отроков, которые, как он считал, мешали их новой жизни. (Вспомним сюжет известного городского романса начала XX века  «Как на кладбище Митрофановском», имевшем, очевидно, какую-то фактологическую основу!) Он убедил свою сожительницу в необходимости избавиться от ее родных детей во имя их будущего счастья. Трудно представить, какие доводы могли заставить мать согласиться на подобное богопротивное и бесчеловечное злодеяние. Возможно, она, не обладая глубокими христианскими убеждениями, видела в этом всего лишь досадную необходимость из ряда неприятных, но обычных  в крестьянском быту действ – утопления новорожденных котят, кастрации жеребца, забоя теленка или барана, наконец, переставших быть табу и редкостью в эти безбожные времена, абортов. Так или иначе, но бездушное и жестокое преступление было задумано и совершено с согласия  матери невинных жертв.  Желая снять с себя всякие подозрения, отчим нанял за плату мужиков - жителей соседней деревни Спас-Лог. В их задачу входило убить отроков под видом ограбления во время отлучки хозяев из дома для поездки по одной из версий – на мельницу, по другой – на праздник 8 марта в Зониху. И мальчики, так и не понявшие, за что их убивают,  приняли мученическую смерть…  Они пытались как-то спрятаться, бежать, но как могли  дети противостоять троим взрослым мужикам, решившимся на ТАКОЕ.

На что рассчитывали убийцы, идя на преступление? Они были найдены, получили различные немалые сроки, но страшнее оказалось то, что печать смертного греха легла не только на них, но и на их родных и всех тех, кто так или иначе был причастен к убийству. Родственники и потомки детоубийц спустя десятилетия заметили, что в их роду все больше стало больных и физически слабых людей, а там пришли и покаяние, и стремление искупить вину своих предков.

Невинноубиенные отроки Павел и Владимир похоронены на Зоновском кладбище в одной могиле, которая была обретена в конце прошлого века. Иерей Евгений (Сердцев) составил молитву: «Невиноубиенные отроки Павел и Владимир, молите Бога о нас!». Текст этой молитвы начертан на установленном на могиле деревянном кресте, у подножия которого в дни поминовения усопших всегда можно увидеть цветы и… конфеты. На месте мученической смерти отроков в бывшей деревне Ромашненки (сейчас, благодаря усилиям либеральных «реформаторов», определение «бывшая» применимо к названию каждой нашей деревни) Владимир Сергеевич Свининых, лесничий Зоновского лесничества и староста прихода восстановленного храма в честь святых целителей безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, установил трехметровый поклонный крест. Он белого цвета с красными пятнами, словно окропленный кровью детей – мучеников.

Иеромонах Иоасаф

От  Ромашненок  Крестный ход направляется в бывшую деревню Родинцы, стоявшую 250 лет на крутом берегу Ошети. Здесь в 1875 году родился и провел детские годы иеромонах Иоасаф (Елкин Иосиф Николаевич), служивший в храмах Яранского района. В 30-е  годы, когда многие храмы и монастыри были уничтожены, он совершал  богослужения у себя дома, в Родинцах. Сюда тайно, по ночам, приходили из окрестных деревень искренне верующие женщины, среди которых были и моя прабабушка Матрона Григорьевна Малышева со своей  дочерью Марией Степановной из деревни Гладкий Мыс. Иеромонах Иоасаф глубоко чтил Святейшего Патриарха Тихона, своих прихожанок просил молиться ему, как святому. Осенью 1943 году он вместе со своими сестрами монахинями Пелагеей и Агафией был арестован - по доносу местных жительниц, как рассказывал уроженец деревни Родинцы Елкин Иван Николаевич. Женщины по простоте думали, что у монаха-подвижника накоплены большие богатства, завидовали и хотели «все поделить» - по большевистскому обычаю. Отсюда начался крестный путь иеромонаха Иоасафа в сталинские лагеря, где он принял мученическую кончину. Здесь также установлен поклонный крест и служится панихида.


Тураши - Гладкий Мыс 

Далее Крестный ход спускается в глубокий лог между Родинцами и Горбалями. Из  его левого склона бьют многочисленные ключи, поившие когда-то жителей обеих деревень. Выше по логу расположены три карстовые пещеры, известные нескольким поколениям туристов и краеведов нашего района. На пойменных лугах у впадения родников в реку Ошеть крестоходцами совершается краткий привал и совместная трапеза. Пища постная - хлеб, фрукты, овощи, рыба, – ведь Крестный ход происходит во время Петровского поста.

От места отдыха начинается самая трудная половина пути: крутой подъем к деревне Горбали, через полтора километра – еще более крутой спуск в урочище Чертеш, подъем к деревне Тураши, еще один крутой спуск к Ошети и, наконец, последний подъем на Увал и выход к конечному пункту Крестного хода – трем поклонным крестам во имя Святой Троицы у Троицких ключей деревни Гладкий Мыс – Старины.

История девочек-страдалиц из деревни Гладкий Мыс

Эти истории я впервые услышала в пятилетнем возрасте от своей мамы, Елсуковой Алевтины Ивановны, бывшей очевидцем этих событий. Они настолько потрясли меня, что, и спустя полвека, заставляют сердце сжиматься от боли и буквально обливаться кровью…

В 1935 году мама Зины Касьяновой,  Прасковия, умерла родами. Осиротели четверо ее детей, а малышка с младенчества не знала даже вкуса материнского молока, не видела ласки. Год спустя от воспаления легких умер и отец сирот, вся забота о которых легла на плечи двух Василиев – старого деда, в начале века ходившего к Соловецким святым, и старшего брата, только – только вышедшего из подросткового возраста. Младшего Василия срочно женили, чтобы взять в дом работницу и заботницу о сиротах. Но что могли «старый да малый» в страшную эпоху становления колхозной жизни и тотального ограбления и уничтожения русского крестьянства? Жизнь сирот и утратившего былую силушку деда, и особенно самой беззащитной из всех - Зины, стала совсем невыносимой. Ушел из дома подросток Егор (убитый в 41-ом под Москвой), изнемогала в непосильной домашней и колхозной работе Люба, от горя и голода умер дед Василий Иванович. Мальчика Ваню взяли в семью двоюродного дяди в деревню Тураши. А малышка – Зиночка росла вопреки всем бедам и невзгодам, лишняя в семье брата, где появились уже и свои дети. Девочка походила на маленького ангела со светло-русыми кудрявыми волосами и большими ясными глазам. Малышка спала в куче тряпья на полу под верстаком, на котором катал валенки ее покойный отец, всегда в голоде, холоде… Как-то весной на картофельном поле она нашла прошлогоднюю мерзлую картофелину, показывала всем с радостью и говорила, что «нашла счастье». Помогали и добрые люди, родня матери из соседней деревни, но полностью взять заботу о сиротке они не могли. Маленькая страдалица не вынесла голода и болезней, она умерла в шестилетнем возрасте, став на небесах Ангелом, молящимся о всех нас.

Аля Уланова жила со своей матерью-вдовой Ефросиньей и еще четырьмя братьями и сестрами. Кормилец, муж и отец, пропал без вести в мае 1942-ого. Ефросинья работала в колхозе и на салотопке, но сил, чтобы обеспечить своих детей и престарелую мать в голодные военные годы не доставало. Беспросветная нужда, голод прочно обосновались в их доме. Летом шестилетняя дочка Ефросиньи Аля забралась в огород соседки и выдернула луковку, так как очень хотела кушать. Соседка застала Алю в своем огороде и, возмущенная, в гневе пнула ребенка сапогом в спину, повредив позвоночник. У Али еще хватило сил доползти до дома, но после этого девочка тяжело заболела и через некоторое время тихо скончалась. Бессловесная Ефросинья боялась искаться, и женщина - убийца не понесла человеческого наказания.

Прошли годы, нет в живых не только самой убийцы, пусть, возможно, и невольной, но и троих ее сыновей – двоих, безвременно ушедших и не достигших и шестидесятилетнего возраста, и младшего, работавшего после окончания сельхозинститута ветврачом в одном из южных районов нашей области и зверски убитого в собственном кабинете. Это сломило его несчастную мать, виновницу гибели бедной девочки Али. Женщина затосковала и ненадолго пережила сына. Не дожил до ее сорокового дня и ее муж, которого нашли мертвым в собственном доме, уткнувшимся неестественно побагровевшим лицом в остывшую печь…

… Не в поучение ли нам всем эти ранящие душу истории, тем более страшные своей обыденность и незаметностью? Китайская мудрость гласит: «Мудрец  извлекает урок из чужих ошибок, умный – из своих собственных, глупец не учится ничему». К какой из этих трех категорий людей мы можем себя отнести? Пора всем нам не просто умнеть, но становиться мудрее и ясно отдавать себе отчет в том, что жизнь по Евангельским заповедям – единственно возможный способ нормальной жизни человека, это его генетический код. Любая попытка отступления от Божией программы неизбежно влечет за собой разрушение этого кода, дезинтеграцию собственной личности, родовые нарушения будущих поколений.

Выйдя, наконец, к цели своего пути – поклонным крестам у Троицких ключей, крестоходцы замирают в немом восторге от открывшейся широкой панорамы простора Приошетья. С крутого берега речной излучины открывается вид на несколько километров, совсем рядом кажутся стоявшие на противоположном берегу деревни Буланы, Харжонки. «Единым сердцем и едиными усты» служится благодарственный молебен с водосвятием у центрального креста, батюшка кропит святой водой радостных крестоходцев.      Следует отметить, что маршрут Крестного хода прекрасно оборудован: у каждого поклонного креста построены крытые беседки со столами, скамьями для отдыха. Все это создано усилиями предпринимателя В. М. Крутихина. Более того, вот уже два года им ведутся масштабные работы по строительству огромного пруда в излучине Ошети под деревней Харжонки. Зеркало водоема должно покрыть всю пойму реки под деревней Гладкий Мыс – Старина, и в будущем крестоходцы мечтают совершить погружение в его воды в день Рождества Иоанна-Крестителя.

После молебна крестоходцам предстоит обратный путь, на котором, как и в жизни, выпадают разные испытания: иногда это проливной летний дождь, иногда удушающий зной, иногда непролазная грязь по дороге, в которой увязают ноги и остается обувь. В 2008 году все помнят вышедшего к Крестному ходу могучего лося – быка. Завершает Крестный ход благодарственный молебен в Космодамианско – Вознесенской церкви села Зониха. А потом весь год мы ждем нового Крестного хода.

@ 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск