Зов памяти

 

С каждым годом всё больше появляется людей, которые увлечённо начинают составлять свою родословную, бросаются собирать крупицы прошлого, что так или иначе связаны с историей их малой родины, их рода. А бывшие жители уже исчезнувших деревень ставят им памятники, собираются на встречи земляков. Только в прошлом году в Верхошижемском районе поставлены памятники двум деревням. А всего их в нашем районе сейчас уже насчитывается девять: на месте бывших деревень Прозоровы, Вахонины, Одинцово, Лёвинское, Ключи, Опаринцы, Тюмени, на месте бывшего  колхоза  «Показатель»  и самый старейший памятник  – в деревне Исаевщина. В нынешнем году в третье воскресенье августа исаевцы собрались в 30 раз! Они не пропустили ни одной встречи земляков за эти годы.

Сегодня не многие знают о том, что памятник исчезнувшей деревне Исаевщине был  поставлен первым  не только в нашем районе. Он был первым в России! Созданный на основе этого события документальный фильм «День на исходе тепла» имел необыкновенный успех. Его по нескольку раз в год показывали по центральному телевидению на протяжении многих лет. После выхода в свет этого фильма необычной задумкой моего дедушки Александра Зайцева заинтересовались многие жители исчезнувших деревень. Почин быстро подхватили. Сегодня даже те однодеревенцы, что ещё не смогли или не успели поставить памятники,  всё равно собираются и отдают  дань уважения  своей малой родине просто в чистом поле. Две недели назад на месте бывшей деревни Малые Мингали приехали на встречу 45 жителей, родственников и гостей. Традиция чуть ли не с каждым годом прирастает новыми побегами. Отчего же так силён в нас этот кровный зов?  Ответы я  уже более десятка лет нахожу  в беседах со своими земляками. Вот некоторые из них.

- Если Господь у меня перед смертью сознание не отнимет, я буду вспоминать свою родную деревню, маму с тятей, дом наш, русскую печь, полати, где дети спали. Ничего в моей памяти не потускнело, потому что ничего у меня роднее этого нет.

- Побываю я на том  месте, где моё детство прошло, словно живой воды попью. Здесь какая-то сила животворная осталась. Видимо, надо оказаться здесь, воздуха родного вдохнуть, чтобы ожила в крови та сила духа, какой наши предки обладали. Сколько на их долю горя и страданий выпало!  И революция, и коллективизация, и война с фашистами. Всё перенесли, душой не озлобились. У мамы взгляд до глубокой старости ясный был, добрый. А у отца глаза грустные и мудрые.

- Наши деды отдавали за эту землю все свои силы. И работали до седьмого пота.  И воевали, и умирали.  Мой отец говорил, что когда в атаку бежали, кричали «За Родину! За Сталина!», а думали о своей деревне, о близких. За это на смерть шли. А мы не смогли сохранить деревню. Так надо хоть память о ней сохранить. И передать нашим детям и внукам.

- Как мы много работали. Вся жизнь вокруг работы вращалась. А было место и для песни, и для праздника. Было время в церковь ходить.  Сейчас душа болит, когда смотрю на эти останки разрушенных церквей. Думаю. Может поэтому и не устояла деревня, что самое святое у крестьян разрушили. Как без этой опоры устоять?  Разве бы мы столько перенесли без Божьей-то помощи? Без веры и жизнь стала какой-то незначительной.

Общую судьбу вятского крестьянства и тысяч исчезнувших с лица земли деревень описал в своей книге  «Малая родина»  Олег Зайцев -  сын основателя  памятника деревне Исаевщина.  Книга вышла в свет год назад и написана  на основе исторических сведений и воспоминаний Александра Зайцева, который и стал главным героем повествования. Её прочитали уже многие земляки, и на недавней встрече у памятника делились впечатлениями. « Я уже успела забыть, некоторые истории, что случались в нашей деревне. А стала читать  и вспомнила. Действительно, так всё и было»,  - говорит неизменная участница  встреч в Исаевщине Галина Егоровна Тюлькина. Она переживает, что ряды исаевцев с каждым годом редеют, но верит – потомки не дадут затухнуть доброй традиции.

Общая память о прошлом делает нас едиными. Мы собираемся возле памятников деревням, как возле могил близких. Собираемся, чтобы почтить память ушедших предков. Чтобы не рвать корней, не сжигать мостов. Чтобы напитать душу целебной благодатью родной земли.


Наталья ЕГОРОВА

@ 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск