Художественная самодеятельность в 60-х и 70-х

В 60-х годах в связи с ликвидацией района выбыла из актива Дома культуры значительная часть молодежи вместе с аппаратом райкома комсомола и отделом культуры, которые были существенной составляющей самодеятельности райцентра. Но художественная жизнь поселка не заглохла, а по-прежнему поддерживалась основными силами - Верхошижемской школой, больницей, библиотекой, райпо. Школа имела свою пианистку, преподавателя пения А.Н. Вотякову, пришедшую на смену ссыльной эстонке А.Т. Йохансоо. Дом культуры держал баяниста за счет спецсредств.

До ликвидации района несколько лет ставил спектакли на сцене ДК опытный приезжий театрал В.В. Кичанов, в репертуаре которого были спектакли А.Н. Островского, М. Горького, «Стряпуха» Сафронова и т.п. Затем к нам на практику стали направлять выпускников режиссерского отделения кировского культпросветучилища.

Первой практикантке дипломный спектакль помогал ставить ее куратор - артист Кировского драмтеатра Кублановский. Бывая на репетициях своей подопечной, он «положил глаз» на учителя школы Н.А. Мальцева, уловив его внешнее сходство  с В.И. Лениным. И посоветовал коллективу поставить после дипломной работы что-нибудь погодинское  с участием учителя в роли вождя, сказав напоследок: «Уж ежели падать, то падать с большого коня!», чем глубоко заронил в учительскую душу эту заманчивую идею.

Николай Андреевич отнесся очень серьезно к такому неожиданному предложению. Парик был изготовлен в Москве, грим учили накладывать тоже столичные гримеры. Мало того учитель добился встречи с личным секретарем В.И. Ленина Л. Фотиевой, в то время уже довольно старой. Она  раскрыла ему немало деталей в поведении и манерах вождя, которые он перенимал и усваивал.

Спектакль «Кремлевские куранты» был представлен на областном смотре театральных коллективов, после чего верхошижемской труппе присвоили звание Народного театра.

В результате работы над «звездной» ролью в спектаклях и сценках погодинской трилогии Николай Андреевич «испортился», так как свалившееся на него амплуа вождя сделало его актером одной роли и не позволяло исполнять ничего, кроме «ленинианы».

Вместе со всеми до 80-х лет пребывал в роли «бессменного» звукооператора Народного театра и я.

 

В 70-х годах оживилась общественная жизнь поселка и района в целом в связи с его  возрождением. В марте 1971 г. проводился смотр художественной самодеятельности всех трудовых коллективов райцентра и сельских домов культуры.

Музыкальные «силы» поселка распределились следующим образом. Массовик РДК В.И. Широких руководила самодеятельностью больницы, райпотребсоюза и административных органов.

Мне достались самые не популярные тогда организации - персонал Дома-интерната и только что родившийся коллектив «Сельхозтехники», в котором была в основном молодежь, вернувшаяся  из армии. Обычно после рейсов многие низ них были не против «принять на грудь». Но основатель и руководитель хозяйства И.В. Ведерников вместе с активистами, секретарем парторганизации, председателем профкома и главным инженером смогли «поставить под ружье» разношерстную неорганизованную публику.

Умытые, ухоженные механизаторы не ударили в грязь лицом и показали, что они могут не только баранку крутить. Шагистика, которую отрабатывал механик «Сельхозтехники»  Ю. Огородников, сотрясала зрительный зал, а мощные молодые голоса свидетельствовали об огромном потенциале верхошижемского генофонда.

По итогам смотра коллектив «Сельхозтехники» занял первое место, а женский обслуживающий персонал Дома-интерната, отличавшийся слаженным  песнопением - второе. Такого успеха не ожидал никто. И коллективу «Сельхозтехники» власти поручили подготовить праздничный концерт к Дню победы, который и состоялся 8 мая 1971 г.


Генрих СЕРГЕЕВ

© 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск