Ярмарки в Верхошижемье

Среди возрождающихся в последние годы различных традиций земли Вятской не может не радовать организация в нескольких районах области традиционных для наших мест ярмарок. Верхошижемский район уже успел прославиться своей Покровской ярмаркой даже за пределами Кировской области. Осталось очень мало старожилов, которые ещё помнят, с каким размахом проходили в Верхошижемье крупные ярмарки в старину. Этот были большие события в жизни селян. И собирались ярмарки в приходские праздники. К сожалению, подробной информации о них в печатных изданиях и на сайтах найти почти невозможно. У меня сохранились в записях воспоминания прадеда Николая Зайцева, который бывал на верхошижемских ярмарках и в роли продавца, и в роли покупателя. Также его отец Алексей постоянно торговал на ярмарках свежей или замороженной рыбой. Пока не утеряны воспоминания свидетелей, я решила восстановить эти яркие интересные события, немаловажные для истории наших мест.

Ещё несколько десятков лет назад в Верхошижемском приходе собиралось несколько крупных ярмарок в год, приуроченных к приходским праздникам. Самыми многочисленными были ярмарки в такие праздники, как Афанасьев день (31 января), Троица, Ильин день (2 августа) и Покров. По численности покупателей и продавцов они многократно превосходили нынешнюю Покровскую ярмарку. В эти дни в Верхошижемье приезжали по нескольку тысяч желающих купить или продать товар.  Ехали купцы из Котельнича, Вятки, Орлова, Нолинска, Кукарки, а также из Удмуртии и Татарии.

В день ярмарки по тракту, который ныне называется Советским, тянулись сотни гружёных товаром повозок. Некоторые купцы приезжали накануне. По всем улицам Верхошижемья по распоряжению местных властей устанавливались коновязи, к которым привязывались многочисленные лошади. Торговые ряды располагались возле Троицкой церкви, вдоль нынешней улицы Горького и на улице Кирова возле пустующего ныне кирпичного дома купца Мошкина. По современной улице Кирова торговые ряды тянулись до самой Шижмы и дальше поднимались вверх до территории нынешнего нового детского сада.  Лишь в 1932 году ряды переместились на окраину посёлка, на современную улицу Базарную, которая и получила соответствующее название. Великое скопление людей, ржание лошадей, гомон птиц, зазывающие голоса торговцев – всё создавало незабываемую атмосферу праздника. Ребятишки и молодёжь особенно ждали Троицкую ярмарку, когда устанавливались карусели. Парни к этому дню запасали денег и катали своих забав.

На том месте, где сейчас начинается огороженная территория нового детского сада, и ниже к реке шла бойкая торговля скотом. Особенно много его привозили на Покровскую ярмарку. Скот здесь продавался тоже до начала 30-х годов. За ним приезжало много покупателей из Татарии, покупали в основном лошадей, угоняли их многочисленными табунами. Также был торговый ряд, где можно было приобрести всё для передвижения на лошадях – от колёс до телег и тарантасов.

Верхошижемцы были умельцами на все руки. Торговали изделиями из дерева. Спросом пользовались комоды, посудные шкафчики, табуретки, сундуки, санки, охотничьи лыжи, лари для муки, лопаты, бочки, кадушки, плетни, корзины, ткацкие принадлежности. Ряд продовольственных товаров тоже радовал изобилием: свинина, говядина, баранина, несколько сортов и разновидностей муки, крупы овсяная и ячменная, толокно, масло коровье, сметана, комок, творог, масло льняное и конопляное и множество других продуктов. Ходовым товаром в зимнее время была и замороженная зайчатина. Охотники за этим лесным зверьём были в каждой деревне. Но скупали зайчатину марийцы, специально приезжавшие на ярмарки. В нашем районе её старались не употреблять из-за религиозных соображений. Зайчатину в наших сёлах стали есть в военные и послевоенные годы.

К продовольственному ряду примыкали с котомками табака торговцы этим ходовым товаром. Ряд кузнечных изделий также был весьма разнообразен: топоры и колуны, ножи разных размеров, ножницы для резки холста и шубины, для железа и стрижки овец, косы, капканы, ухваты, дверные скобы, шарниры и ещё множество всякой мелочи. Было много рядов обуви – кожаной и валяной. Продавали тулупы, шубы, пушнину. Из деревни Бурдины привозили по 36 возов глиняных изделий. Именно столько семей в этой деревне занимались гончарным ремеслом. Почти в каждой деревне плели и продавали лапти, верёвки из мочала.

В тридцатые годы после раскулачивания и введения молочного и мясного налога на население торговых рядов на ярмарке заметно поубавилось. В скором времени уже стали проходить просто базары, где появлялись 20-30 торговцев. Постепенно перестали торговать мясом, скотом и ремесленными изделиями. Кустарей стали обкладывать непомерным налогом, и заниматься промыслом верхошижемцам стало невыгодно. В послевоенное десятилетие не стало и базаров. Люди всё больше привыкали ходить в магазины за самым различным товаром. Уже не было смысла всё необходимое производить внутри района.

Сегодня на возрождённых ярмарках от прежних народных промыслов остались лишь редкие отголоски. Уже как экзотику воспринимаешь изделия из сарги Олега Кулёва. Сохранились умельцы, которые плетут корзины, но их в торговых рядах тоже редко увидишь. У ярмарок сегодня другое лицо. Но осталась та особенная атмосфера народного праздника, хорошего настроения и возможность купить то, что предлагают местные производители.


Наталья ЕГОРОВА

@ 2017 Информационно-аналитический портал Шижма.ру,
Верхошижемье и Верхошижемский район

Поиск